Олег Михайлов (Коrsика): Путь самурая

Один из самых ярких отечественных рок-музыкантов — о взлётах, взрывах, «Звёздных войнах»… И ни слова про любовь.

Московская команда Коrsика уверенно сохраняет лидерство во «второй лиге» русского рока, собирая полные залы фанатов вне зависимости от всевозможных кризисов.  Группа постоянно держит руку на музыкальном пульсе, сочетая прозрачное западное звучание с чисто русской глубиной смыслов. А энергия, которую лидер и вокалист группы, Олег Михайлов, вкладывает в каждую песню и каждое выступление, вполне тянет на тайное знание. Но для тех, кто готов слушать и слышать, Олег делится и знаниями, и энергией – прямо сейчас и здесь, на Candoru.ru.

Олег, наступивший год будет для Коrsики юбилейным, десятым. А какой из прожитых группой лет кажется тебе наиболее прорывным?

Думаю, что у Коrsики было несколько таких периодов. Но самым позитивно-ярким был, наверно, год 2008-й, когда мы сделали первый концерт…И это, конечно, не был вообще первый концерт Коrsики. Но это был первый сольный концерт Коrsики, на который пришли люди. Понимаешь? До этого были и сборные фесты, и всякие разогревы, и была презентация альбома «Апокалипсис Afterparty», на неё собралось человек семьдесят. А вот через полгода примерно случился наш первый сольник, и там был аншлаг: народ распробовал. Это было совершенно потрясающее ощущение – когда ты смотришь со сцены в полный зал и не веришь своим глазам. И меня тогда настолько окрылила эта история, что я потом ещё проплыл на крыльях, наверно, года полтора…

И раз был год-взлёт, наверняка был и год-перелом, кризис?

Разные были года. Но самым ломающим, конечно, кажется позапрошлый, 14-й, когда у нас часть состава решила уйти в группу Линда. Для меня это вообще был год многих падений в разных направлениях, и в том числе с Коrsикой тоже в какой-то момент появилось ощущение, что вот сейчас всё заканчивается. Но, с другой стороны, этот год принёс и позитив в плане осознаваний. Когда из твоего мира что-то исчезает, и приходится существовать без этого, то понимаешь, насколько оно ценно для тебя. Так и получилось, что я нашёл если не самую важную вещь в жизни, то одну из самых.

Творчество?

Творчество, да. Вот этот лайфстайл, когда ты пишешь песни, играешь концерты… И вот это внутреннее ощущение проживания жизни на сцене в минуте, и жизни ради неё, вокруг этой минуты. Оказалось, что без этого никак нельзя. То есть, без работы — можно (улыбается), без чего-то ещё — тоже можно, а вот без творчества вообще никак. И для меня это понимание тоже было большим толчком, дало силы многое сделать.

Группа оказалась той осью, вокруг которой всё крутится?

Это и раньше было так, просто я этого не осознавал. Но в тот момент отпала большая часть сомнений.

Олег, а вот говорят, что все творческие люди немножко…

Того? (улыбается)

Ну, в общем, что гениальность – грань безумия.:)

Слушай, за гениальность не отвечу, но с ненормальностью – всё в наличии. Подтверждаю!

А, ну тогда отлично, можем продолжать! Давай про ваш недавний ЕР, который «Взрывая тишину». Как рвануло?

Ты знаешь, прямо большого взрыва в инфополе не произошло, но по внутреннему ощущению после выхода ЕР-шки это скорее про «держи рубежи». Она такая получилась фундаментально-закрепляющая, цементирующая. Это вот когда ты залез уже на свой рубеж, и тебя с него не спихнёшь, ты укрепился там.

Окопался?

Окопался, точно! И получил от этого окапывания большое удовольствие! (улыбается) Я вот недавно услышал фразу:  «страшно не то, что страна в такой заднице, а то, что она там начала обустраиваться»…

Эй, это про страну, а не про Коrsику!

Да, конечно, это не про Коrsику! (улыбается) Коrsика находится сейчас на своём пике – промежуточном, я надеюсь. И если говорить про ЕР-шку, то случился скорее подрыв по нескольким фронтам. Там в каждой песне заложена колоссальная энергия – иначе вообще какой смысл писать песни? Но, может быть, ты слышала, у Хемингуэя была такая «теория айсберга» – что в творчестве нужно показать только верхушку всего того, что знает и чувствует автор. И вот энергетика этих песен – она как тот айсберг, у которого меньшая часть видна, а большая — скрыта. Они не взрывают так, чтобы сразу «ба-бах!» — и всё в куски. Это скорее внутреннее нагнетение, которое воздействует сильнее, чем сам взрыв. Таймер такой, который запускается у тебя внутри и начинает отсчёт.

А у меня сейчас возникла такая картинка-ассоциация из новых «Звёздных войн» — помнишь, они там, чтобы взорвать огромное помещение, закладывают несколько небольших зарядов под колонны. Наверно, с тишиной так же: нужно много заряженных песен. Ты смотрел, кстати?

Да, смотрел! И мне очень понравилось. Мы как раз в группе недавно говорили на эту тему с Расулом и Димой Базилевским (прим.: Расул Салимов – клавишник Коrsики, Дмитрий Базилевский – гитарист). Очень интересно, как мнения разошлись! Базилевский сказал, что первые три части — именно по нумерации, а не по времени —  его невероятно впечатлили, и он ждал какого-то развития истории, но его не произошло. А у Расула любимые части самые старые: четвёртая, пятая, шестая  — и ему хотелось их продолжения, которого тоже не было. А мне вот дали ровно то, чего я хотел. Любимые персонажи, с теми же прекрасными постапокалиптическими декорациями, такими, знаешь, как ржавый конструктор… Для меня это было мимимишечно, ностальгично очень. И потрясающий совершенно Харрисон Форд с его лучшей ролью… Ему, конечно, нужно играть немножко шалопая, авантюриста, потому что если он чересчур серьезён — а он во многих фильмах чересчур серьёзен, — то это сразу убивает весь шарм.

Ну, по-моему, это не только в кино. :) Кто же предпочтёт слишком серьёзного героя обаятельному авантюристу?

Согласен (обаятельно улыбается). В общем, мне правда понравился фильм, тем более что я смотрел его на английском — и не знаю, как в переводе, но в оригинале он очень остроумный и смешной. Мы ещё были в старом кинотеатре 35 мм, похожем на советский самолёт или звездолёт из «Отроков во Вселенной» – мне кажется, с тех пор его никак не реставрировали… И вот ты сидишь в таком старом корабле, смотришь «Звёздные войны» — ну прямо полное погружение в этот мир.

А что это за мир? В чём его философия, на твой взгляд?

А это такая японская сага про самураев. Есть хороший самурай, у которого меч светится зелененьким, против которого плохой самурай, у которого меч светится красненьким – они же и выглядят как самураи в плащах этих, и тот, и другой. И есть тёмная сторона силы и светлая сторона силы, и ты выбираешь свой путь – быть на стороне зла или на стороне добра. А что такое добро, что такое зло? Чем повстанцы лучше, чем Империя? Это вопросы творческие, но их никто не задаёт, потому что важно твоё внутреннее ощущение себя на стороне добра. Или – возьми переход на тёмную сторону, когда главный герой переживает весь набор сомнений, он ведь чувствует свою моральную неправоту. И ещё он одиночка. Даже когда рядом верные друзья, он всё равно одиночка. И, конечно, у героя есть миссия: он должен пойти со своим мечом и победить главного злодея – в этом его смысл. Только мечом, несмотря на то что в век современных технологий есть куча оружия, которым вообще-то можно стрелять на расстоянии, и не обязательно подходить вплотную и рубиться. Но это часть ритуала! Ты должен так сделать, потому что иначе какой ты, на фиг, главный герой?

Но всё-таки это сказка или жизнь?

Конечно, сказка. Я очень люблю Спилберга, который продюсировал первые части, именно за эту сказочность во всех его работах. По большому счёту, и «Назад в будущее» Земекиса, где продюсер Спилберг, и «Звёздные войны», где продюсер Спилберг и режиссер Лукас, и Спилберговские «Индианы Джонсы», где продюсер Лукас – они все, в общем, про это. Такая героическая история человека, который скорее сказочный персонаж. Он не знает сомнений, и ему помогает его сила внутренняя, и внешняя сила – друзья… И он идёт что-то важное сделать – по сюжету. И это точно совершенно не про жизнь.

А вот то, что происходит сейчас в шоу-бизнесе и на музыкальном рынке – это тоже своего рода звёздные войны?

Очень похоже, на самом деле. Хорошая аналогия. Для меня наш шоу-бизнес — тот же сказочный сюжет, который не про жизнь. Я не знаю точно, что происходит в реалиях, — подозреваю, что есть какое-то количество бабок, поделенных рынков, толстых животов, которые где-то что-то пилят. Но с моей стороны — это тот самый путь самурая, когда ты должен пробиться, найти свой бог знает какой разломанный звездолёт с Ханом Соло и Чубаккой, и чтобы они тебя довезли, и чтобы ты своим мечом рубанул голову какому-нибудь главному злодею, и чтобы вся Империя после этого пала. Во всяком случае, ощущение Империи – полное. И только в сказке может случиться, что повстанцы победят кого-то со своим творчеством.

Ты на стороне повстанцев?

Я, конечно, на стороне добра. Я — Люк Скайуокер, у меня есть какое-то количество повстанцев, которые меня поддерживают. И есть этот прекрасный шоу-бизнес, включая его рок-сегмент, который всё поделил уже давно, ненужные планеты поуничтожал, оставив только то, что ему нужно. А имперский корабль – это Нашествие-2016.

А что Нашествие-то? Коrsика ведь там выступала. И, как я понимаю, вы играете русский рок?

Ну… Коrsика играет рок на русском языке – с этой точки зрения да.

Как же традиции и ценности русского рока?

Я не знаю, как вообще в рамки одной философии и системы ценностей можно поместить Агату Кристи, Алису, Арию и сказать, что у них есть что-то общее. Русский рок – это, по большому счёту, пиар-кампания. Искусственно созданная элита. Поэтому я и говорю о них, всех  вместе, как о такой непробиваемой Империи зла. А каждый по отдельности может быть приятным человеком и прекрасным музыкантом.

Ну, в рамках курса на импортозамещение всё равно же Империи придётся расширять границы и искать новые группы.

Импортозамещение… Откровенно говоря, я думаю, оно нам никак не поможет, потому что страна рухнет раньше. Это же проект, который требует не одного года для реализации, и вряд ли у нашей существующей системы правления есть такой запас.

А что ты скажешь про западный рок? Почему есть люди, которые слушают только запад?

Ну, тут несколько моментов. Во-первых, надо понимать, что западный рок сейчас — это сильная коропорация. Каждая западная группа — это свой продюсерский центр, который ей занимается, и это большое количество людей, и все они профессионалы в своей отрасли. Значит, качество. И, точно совершенно, это большое количество рекламных ресурсов, вложенных в каждый проект, который пропиарен на весь мир, и на Россию в частности. А второй момент — рок всё-таки родился на западе, и там он развит больше, чем здесь. Поэтому западный рок – более передовой, движется быстрее, опережает нас. Мы осваиваем какие-то вещи с опозданием на несколько лет, и не можем предложить прорыва здесь, как, например, в классической музыке.

Но наверняка можем предложить что-то ещё?

Я вот уверен, что смысл. В основном люди хотят понимать, о чём песня.  И это не про Смысл в большом смысле слова. Тех, кто ищет в музыке каких-то идеологем, заострённых вопросов – не так много, мы ведь не каждый день сидим и думаем о судьбах родины или глобальных проблемах. Но важно, чтобы у песни было понятное настроение, выраженное в понятных словах. Тогда это будет про тебя.

Я вообще не люблю над песнями думать. Но если это Коrsика – то почему-то приходится.

Ну, слушай, не всё так страшно! Есть же варианты! Могу, например, предложить композицию «Давай ещё». Мне не кажется, что она несёт какой-то глубинный смысл. Очень её люблю, кстати (улыбается).

Олег, а вот интересно: на концертах ты не посвящаешь песни никому, кроме Юли Кей. У тебя такая ревнивая поэтесса?:)

Как раз на эту тему: у нас только что был концерт в Рязани, где закрывался клуб «Планетарий». Мы в этом клубе играем те же 10 лет, а я ничего не сказал про его закрытие, и рязанские поклонники обиделись. Я решил, что – да, неправильно промолчал, и вот сейчас хочу им сказать, что правда соболезную. Знаю по себе, как это бывает обидно и больно, когда привыкаешь к какому-то месту или делу, оно становится частью жизни, но осознаётся только в тот момент, когда рушится. И ещё знаю, что всё будет дальше, лучше, по-другому. И будут другие места, которые станут для вас родными. Во всяком случае, я этого хочу.

А почему не сказал, и почему сказал про Юлю. Официально заявляю: я понятия не имею, что и когда я вещаю между песнями! Это же не планируется! Я всегда после концертов очень удивляюсь, когда что-то там сказал странное, или не сказал, когда это было нужно. У меня нет программы, что говорить, но если даже я её заранее составлю, то на сцене это всё выветривается из головы.

Уходишь от ответа про Юлю!

А, насчёт ревности? Просто я так к Юле отношусь, что всё время посвящаю ей песни.

И ещё про тексты. Такое ощущение, что некоторые российские группы после Агаты Кристи решили посоревноваться в количестве слов о любви – у Луны и Тараканов их уже пять… А сколько слов о любви получилось бы у Коrsики?

Давай уж я соригинальничаю и скажу, что ни одного.

Ни одного??! Ты меня сейчас убил просто.

А нужны ли слова? Если действительно искренне и действительно про любовь – я думаю, что слов не требуется. И, кстати, мы почти нигде не используем слово «любовь» напрямую. Исключение – «Война и любовь», но это про игру скорее. Слово очень замылилось. На земле шесть миллиардов человек, и все они его произносят. И даже если предположить, что есть миллиард случаев, когда это действительно искренне и к месту, то есть ещё миллиард миллиардов, когда это пустое.

Но важно не упустить тот случай.

Конечно.

Мне запомнилось, что в одном из интервью ты говорил про цвет, который ассоциируется у тебя с группой – фиолетовый. Кстати, цвет интуиции и осознавания. А к какой стихии ближе всего Коrsика?

Это не стихия, конечно, но почему-то мне хочется сказать, что это зима. Знаешь, снег каждый раз даёт ощущение особости. И такой мягкий снегопад, и февральские вихри, и рождественская ночь, и колючая мокрая шняга в лицо. Есть какое-то зимнее спокойствие, но при этом и сила зимняя. Она как сила огня, только более насыщенная и менее очевидная, дремлющая.

Значит, внешний мир для тебя — источник энергии. А где ещё берут силу джедаи?

В гармонии с собой, в уверенности в себе. И в людях огромное количество силы. Вокруг меня куча прекрасных людей, просто наблюдая за действиями которых, я получаю заряд. Но когда я по-настоящему джедай, и я в силе, то, как ни странно, мне никто не может помочь. Да и не хочет, наверно. А вот когда я в упадке, разбит и повержен, то всегда много кто приходит на помощь, за что им большое спасибо.

И напоследок — главный вопрос жизни, Вселенной и всего такого. Коrsика – это…

Остров такой!

Блиц:

Море или горы?

Море. И горы. В общем, Таиланд – там море и горы.

«БМВ» или «Ауди»?

Ну «Мерседес», конечно!

Сплин или АлисА?

АлисА. Как это ни удивительно.

Зазеркалье или Страна чудес?

Зазеркалье.

Светлые или Тёмные?

Тёмные.

Ноги или крылья?

Хвост, главное!

Дружба или любовь?

(Пауза) Дружба.


Если вам интересны новости медиа, игр, IT и Lifestyle так же сильно, как и нам, подписывайтесь на Telegram-каналVK или Дзен.


Опубликовано

в

, ,

от

Метки: