«Каждый человек всегда чей-нибудь ребенок»
Пьер Бомарше
Внимание, это одно из самых важных качеств, благодаря которому дети могут познавать и изучать что-то новое. По словам К. Д. Ушинского, внимание можно назвать своеобразной дверью, через которую информация проникает в человеческую душу.
Фото с Flickr автор Petr DosekИзначально детям присуще только непроизвольное внимание. Они еще не способны управлять своим вниманием, легко отвлекаются на все новое и яркое. На самотек пускать развитие произвольного внимания ни в коем случае нельзя. Тем более, что внимание у детей неразрывно связано с такими качествами, как усидчивость и сосредоточенность. И хорошо развитое внимание у ребенка — залог успешного обучения в школе.
По своей сути, уровень сосредоточения у детей проявляется, когда они увлеченно заняты какой-либо творческой деятельностью, пристально всматриваются в какой-либо объект, вслушиваются или делают попытки прочесть слово в книге.
Развитие внимания начинается с самого рождения и происходит на протяжении всей жизни.
Фото с Flickr автор Nicolas AlejandroВозрастные особенности внимания у дошкольников (запись с тренинга по развитию внимания у детей)
— Александр, скажите, пожалуйста, когда появляются первые признаки внимания у ребенка?
— Первые признаки появляются уже на второй-третьей неделе жизни в виде слухового и зрительного сосредоточения. Однако, этот процесс не приобретает самостоятельности долгое время. То есть, ребенок еще не владеет специальными действиями, которые дают возможность произвольно сосредотачиваться на чем-либо.
Flickr | Alexandre Dulaunoy— Почему дети не могут заниматься одним делом длительное время?
— В начале дошкольного возраста внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока его интерес не угаснет. То есть, как только в поле внимания появится новый предмет, все его внимание сразу переключится на него. Если ребенку не интересна какая-либо деятельность или игра, то ему будет трудно на ней сосредоточиться. Если мне не интересно читать книгу «Подготовка к ЕГЭ по химии», но надо, то, как бы я себя не заставлял, долго читать ее не смогу. И не факт, что запомню материал. Вы можете привести и другие примеры из своей жизни.
Flickr | Norbert Eder— Получается — для начала надо ребенка заинтересовать деятельностью?
— Совершенно верно!
— Мой ребенок может играть в какую-либо игру максимум полчаса, ему 4 года. Это нормально?
— Да, в его возрасте — это нормально. Длительность игры увеличивается с возрастом. Например, к 5-6 годам длительность игры будет составлять 1-1,5 часа.
Произвольное и непроизвольное внимание
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
Василий Сухомлинский
Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять им, сознательно направляя на определенные предметы. Но развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного.
Произвольное внимание формируется благодаря целенаправленному руководству взрослых при помощи словесных указаний и напоминаний. А также наглядных пособий, помогающих ребенку сосредоточиться.
Поддерживать внимание на достаточно высоком уровне позволяет использование элементов игры, частая смена форм деятельности и занятия продуктивными видами деятельности. К концу дошкольного возраста способность к произвольному вниманию у детей интенсивно развивается.
Характеристики внимания
«Без детей нельзя было бы так любить человечество»
Федор Достоевский
Объем
Он показывает, сколько объектов ребенок может заметить одновременно. Чем объем внимания больше, тем с большим количеством заданий способен справиться малыш.
Устойчивость
Она говорит о том, какое количество времени ребенок может быть сосредоточенным на задании. С возрастом малыш начинает дольше удерживать внимание на задачах, которые ему малоинтересны.
Концентрация
Она показывает, насколько малыш способен сосредоточиться на выполняемом задании, не отвлекаясь на внешний раздражитель.
Переключение
Оно характеризует скорость, с которой ребенок переходит с одного задания на другое. Если после решения одной задачи малыш не может сразу начать заниматься другой, это означает плохую переключаемость внимания.
Распределение
Оно показывает умение ребенка держать в поле зрения несколько объектов одновременно, выполняя несколько заданий.