Для того чтобы вооружиться инстинктом самосохранения достаточно просто взглянуть на дерево, а если быть точным, на то, что от него осталось после удара молнии. Что уж о самолетах говорить…
Спасибо вездесущей Википедии, благодаря которой мы можем освежить школьные знания и вспомнить, что молния – это всего лишь сила тока примерно равная 500 000 А и напряжение примерно равное 1 млрд. В. Добавим ко всему этому полностью металлический каркас самолета плюс непосредственную близость к природному явлению. И вот ты уже начинаешь различать запах неминуемой опасности.
Частота попадания
Особенно оптимистичные товарищи успокаиваются мыслью о том, что молнии «на самом деле» попадают в самолеты очень редко и переживать на этот счет вообще не стоит. К сожалению, если спросить любого профессионального пилота, он точно скажет, что как минимум раз в год молния попадает в каждый пассажирский самолет.
Информация не для устрашения, но на вооружение. За помощью к статистике. Последняя авиакатастрофа от удара молнии произошла больше пятидесяти лет назад. Авария приключилась в 1963-м с самолетом компании Pan Am. «Боинг-707», если можно так выразиться, взорвался в воздухе. Из-за разряда молнии произошла детонация паров топлива. Исход очевиден и печален.
Факты, как успокоительное
Именно эта авария дала толчок к пересмотру «молниеустойчивости» самолетов, т.к. конкретно в «Боинг-707» на этом моменте вообще не заостряли внимание. Теперь же топливная система всех самолетов при постройке проверяется на защищенность от удара молнии. Возвращаясь к вышеизложенной печальной истории детонацию паров топлива из конструкции вообще исключили, а современные топливные баки выдерживают прямой удар молнии.
С этим все предельно ясно. Смущает только тот факт, что у молнии электрический разряд такой силы, что он способен убить и без взрыва паров керосина. Ну, вообще-то нет. Ситуация, когда вставляешь два пальца в розетку и отправляешься транзитом в мир иной, и ситуация, когда молния попадает в самолет, в котором ты летишь, не одно и то же. Рассматривая вопрос с точки зрения науки физики, самолет – это клетка Фарадея: электрическое поле действует только на внешнюю ее оболочку, а предметы внутри никак не взаимодействуют с электрическим полем. Предметы или люди, как пожелаешь.
И на посошок. Не опять, а снова: инстинкт самосохранения никто не отменял. Именно поэтому летчики, помимо киношных смертников, конечно, избегают в непогоду залетать в грозу. Что особенно актуально для летних перелетов. Но и тут опасение в большей степени вызывают больше не молнии, а зоны высокой турбулентности, которые являются неотъемлемыми спутниками грозовых облаков.